год: | 2009 |
УДК 624.072.2:624.014
Приводятся результаты экспериментального и численного исследований одноболтовых фрикционных сдвигоустойчивых соединений тонкостенных оцинкованных профилей на предварительно напряженных высокопрочных болтах, с целью изучения напряженно-деформированного состояния и выявления особенностей работы таких соединений.
Соединения, тонокстенные оцинкованные профили, одноболтовые фрикционные сдвигоустойчивые соединения
Тонкостенные оцинкованные профили (ТОП) – профили, полученные путем холодного гнутья стальных оцинкованных листов толщиной от 0,7 мм до 2,5 мм.
Характерные особенности ТОП (рис.1):
Благодаря первым двум вышепериведенным характеристикам данные профили (рис.1) получили широкое распространение в зарубежном строительстве и со второй половины прошлого века начали внедряться в нашей стране.
Рис. 1. Тонкостенные оцинкованные профили
Область применения ТОП – несущие и ограждающие конструкции зданий гражданского и производственного назначения с пролетами преимущественно до 20 м. На сегодняшний день несущие конструкции из ТОП разрабатываются как за рубежом, так и в России:
Отличительной особенностью и недостатком указанных выше конструкций [1] и [2] является весьма ограниченный шаг стропильных систем (составляющий 1…2м). Для конструкций [3] шаг составляет 2…3м. Такой малый шаг обусловлен, главным образом, необходимостью снижения усилий в элементах каркаса с целью возможности их восприятия тем количеством болтов или самонарезающих винтов, которые возможно расположить в соединении. Так, например, для отапливаемого здания, состоящего из поперечных рам из ТОП (колонны и стропильные фермы треугольного очертания), пролетом 15м и шагом 3м для IV снегового района, усилия в верхнем и нижнем поясах будут достигать 15тс. Для передачи узловых усилий в этом случае необходимо установить (в опорном узле) около 250 (!) самонарезающих винтов (d=6.3мм) или около 50 болтов М8,что сложно и малоэффективно. Это означает, что несущая способность узловых соединений ограничивает генеральные размеры, шаг и пролет элементов каркаса здания. Это обстоятельство в значительной степени ограничивает их более широкое применение и делает конструирование несущих систем из ТОП в большинстве случаев не рациональным.
На основании вышесказанного возникает необходимость разработки, исследования и применения узловых соединений ТОП с большей несущей способностью, в сравнении с традиционно использующимися на сегодняшний день.
Одним из возможных решений поставленной задачи является применение в соединениях ТОП фрикционных сдвигоустойчивых соединений. Передача усилий в таких соединениях происходить не по тонким торцевым поверхностям кромок отверстий соединяемых элементов, а по плоскостям их соприкосновения в пакете за счет сил трения [4]. То есть основным критерием несущей способности соединения становится не прочность соединяемых элементов на смятие кромок отверстий, а преодоление сил трения по соприкасающимся поверхностям.
Экспериментом в работе [5] было установлено:
Следует отметить, что в методике регистрации взаимного сдвига деталей соединения в работе [5] не была исключена продольная деформация основного металла элементов деталей, что создавало сложности для точного определения момента срыва соединения и, как следствие, вносило искажения в значения коэффициента трения. Для его уточнения авторами настоящего исследования выполнены дополнительные уточнения работы одноболтовых сдвигоустойчивых соединений на преднапряженных высокопрочных болтах. Целью настоящего исследования является изучение особенностей работы и перехода в предельное состояние одноболтовых фрикционных сдвигоустойчивых соединений ТОП.
Задачи исследования:
Следует отметить, что за условное предельное состояние фрикционных сдвигоустойчивых соединений авторами принят момент преодоления сил трения, т.е. взаимный сдвиг (срыв) деталей соединения.
Для экспериментального определения коэффициента трения собирались образцы из двух оцинкованных листов t=2 мм (как наиболее часто применяемых в строительстве). Предел текучести оцинкованных листов σt=2944кгс/см2, временное сопротивление σв=3928кгс/см2 , соединения выполнялись на оцинкованных болтах М10 класса прочности 8.8 (рис.2).
Болты М10 приняты на основании условий минимального усилия натяжения (N=2000кгс), при наиболее четкой границе сдвига соединения (рис.4 [5]). Для изучения напряженного состояния на образец №3 были наклеены тензорезисторы типа КФ-5П1-10-100-Б-12 количеством 3 шт. на границе шайбы болта. (рис.2). Тензорезисторы были подключены к тензометрической системе СибНИА ММТС-64.01. Натяжение болтов соединений производилось при помощи динамометрического ключа на расчетное продольное усилие (N=2000кгс) по [6].
В настоящем исследовании применен уточненный метод регистрации взаимных сдвигов деталей соединения в процессе нагружения. Он заключается в уменьшении базы регистрации сдвигов деталей соединения. Для чего на соединяемые детали напаивались специальные выпуски из стальной проволоки в зоне, максимально приближенной к средней линии болта, через которые к индикаторам часового типа (точность шкалы 0,01мм) протянута нихромовая нить (рис.2). Данный метод позволяет максимально исключить влияние продольных деформаций основного металла деталей соединения на регистрацию момента срыва элементов относительно друг друга.
В качестве силовой установки была использована электромеханическая разрывная машина Р-5. Индикаторы часового типа крепились непосредственно на неподвижную раму силовой установки.
Испытания проводились на растягивающие усилия, до развития значительного взаимного сдвига деталей соединения (5-6мм). Нагрузка прикладывалась с переменным шагом: шаг 100 кг до нагрузки 800 кг, с последующим уменьшением шага нагружения до 50кг. Контроль взаимного сдвига деталей соединения производился на каждом шаге приложения нагрузки. Всего испытано 4 образца. Четкий сдвиг (срыв) соединений в момент преодоления сил трения (наступление условного предельного состояния), происходил при нагрузке от 1100кгс до 1300 (рис 5), что почти на порядок больше чем соединений на самонарезающих винтах 6,3 и болтах М8 (класса прочности 8.8) [5]. Разброс полученных результатов можно объяснить тем, что крутящий момент, задаваемый на динамометрическом ключе, в силу его конструкции, может незначительно отклоняться в процессе натяжения болта, но только в большую сторону (минимальное заданное значение крутящего момента ограничено фиксатором). По графикам результатов испытания видно незначительное увеличение нагрузки (после достижения условного предельного состояния), которое сопровождается значительными деформациями. Увеличение нагрузки можно объяснить сменой механизма передачи усилия в соединении, с передачи - за счет сил трения соприкасающихся поверхностей на передачу за счет смятия торцевых поверхностей кромок деталей соединения. Величина увеличения нагрузки соответствует значениям несущей способности болтовых соединений полученным в [5].
В результате проведенных испытаний и их анализа были установлены уточненные значения коэффициента трения «μ» для оцинкованных элементов из листовой стали. Принимая за основу полученное минимальное значение усилия преодоления сил трения (срыва) (N=1100 кгс) - значение μ= 0,55 при условии, что поверхности соединяемых элементов очищены от масел и воды. Полученное значение коэффициента трения “μ” лежит между значением μ=0,5 для стали (в случае обработки поверхности дробью с консервацией) [6] и μ=0,6- для цинка [7].
Распределение напряжений в зоне болта происходит не равномерно (рис.3), с концентрацией напряжений на границе шайбы со стороны приложения усилия. Коэффициент концентрации напряжений k=1.58.
На основании экспериментально установленного значения коэффициента трения “μ” с помощью программы cosmosworks было выполнено численное исследование работы вышеуказанного соединения. Для численного эксперимента создавалась расчетная схема соединения, геометрические размеры которой соответствовали размерам образцов физического эксперимента (рис.2). Расчетная схема создавалась объемными оболочными элементами. Сетка разбиения объемных элементов принималась -2,5 мм на основании указаний (рекомендаций) [8, с.55]. Сопряжение элементов соединения в расчетной схеме по всей контактной зоне принималось «узел к узлу», коэффициент трения назначался μ=0,55. Зона соединения, обжимаемая преднапряженным болтом, моделировалась при помощи функции программы cosmosworks. Данная функция позволяет имитировать болтовое соединение с учетом геометрических характеристик самого болта (болт М10) и усилий возникающих от его преднапряжения (N=2000кгс) без ввода в расчетную схему модели самого болта. Это позволяет значительно упростить расчетную схему соединения и ускорить процесс ее решения. Усилие, прикладываемое к одноболтовому соединению, было принято равным минимальному значения сдвигающей силы по результатам физического эксперимента, равное 1100кгс (рис.3).
В численном эксперименте работа стали задавалась с учетом фактической нелинейности деформаций, полученной при испытании образцов на растяжение [5].
Рис.3. Напряженное состояние одноболтового фрикционного соединения:
а) экспериментальные напряжения в околоболтовой зоне испытанного образца №3; б) расчетная модель соединения; в) напряжения в околоболтовой зоне расчетного образца;
Рис.4.Сводный график результатов испытаний одноболтовых фрикционных соединений: Образцы №1-№4-образцы физического эксперимента; Образец №5– численный эксперимент;
Анализируя результаты исследований, представленные на рис.3,4, можно отметить, что наступление предельного состояния и напряженно-деформированное сосотояние соединения в численном эксперименте достаточно точно совпадают с результатами физического эксперимента. В физических экспериментах предельное состояние соединений наступало при нагрузке на 9-18% большей, чем в численном эксперименте, а значения напряжения в околоболтовой зоне в физическом эксперименте были меньше на 4-5%, чем при численном эксперименте, что говорит о достаточной корректности принятой расчетной модели.
Выводы по результатам исследования:
4.Установлено, что наступление предельного состояния фрикционных сдвигоустойчивых соединений ТОП описывается общепринятыми законами и методиками расчета приведенными в [6].
Библиографический список
А. В. Коротких, асп.
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
А.Н. Кретинин, канд. техн. наук
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
И. И. Крылов, канд. техн. наук, проф.
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
Korotkich A.V., Kretinin A.N., Krylov I. I.
Features of work one bolt frictional not shifted connections of the thin-walled zinced profiles
Results of experimental and numerical researches one bolt of frictional not shifted connections of the thin-walled zinced profiles on preliminary intense high-strength bolts, for the purpose of studying of the intense-deformed condition and revealing of features work of such connections are resulted
Connections, the thin-walled zinced profiles, one bolt frictional not shifted connections
В ближайшее время наш специалист свяжется с вами и проконсультирует по всем интересующим вас вопросам.
Наша компания работает с 9:00 до 19:00 по Новосибирскому времени, кроме субботы и воскресения. Просим учесть это и дождаться нашего ответа, если вы оставили заявку в не рабочее время.